Нона Норкина >>> Познакомиться с Ноной >>> Эссе
Эссе
Фантастический мой человек
Море звезд
и Луна одиночества.
Ты не думай, что это пророчество.
Просто нынче идет белый снег,
И мне грустно.
На столе твой подарок
- Шекспир.
Кровь и слезы. Любо-овь. Вдруг покажется,
Этой ночью мне что-то предскажется!
Но устал мой веселый Сатир
Верить чувству.
Я не хочу говорить
об одиночестве. Тому есть две причины.
Во-первых, я достаточно сказал о нем, когда писал о двух других художниках:
Ване и его брате Константине, муже Ноны. Хотя невозможно отрицать: одиночества
- все разные. И если говорить об одиночестве Вана, то оно эстетического характера,
более напоминающее доброе, наивное и ненавязчивое самолюбование. Одиночество
же в картинах Константина часто обретает форму сумрачной игры в прятки с собственной
душой. Мне по нраву их одиночества.
Вторая причина неожиданно проста: Нона никогда, даже в самые трудные дни своей
жизни, не была одинока. И это странно. И это правда. Недавно я подумал об
этом и подивился собственному открытию. Секрет Ноны в том, что она всегда
была и остается наполненной жизнью. Все, что происходит вокруг, имеет в ней
зоркого наблюдателя. Любое явление или проявление, будь то книга или человек,
имеют в ней, нет, не судию, но крайне отзывчивого конфидента. Скорее всего,
самой природой ей как женщине дарована способность отдавать жизненную силу,
не теряя ее. Такой способности обычно лишены мужчины; нам постоянно необходимо
доказательство собственной значимости, собственной "непреходящести",
подтверждение которой мы находим опять-таки у женщин.
Даже в самые трудные дни своей жизни - до Кости - Нона не была одинока. Может
быть, двое сыновей, а может быть, ее внезапный дар были ей подмогой. Кто знает
точно? Я знаю кое-что, но о том умолчу.
Моя ненависть - свечам.
Довольно их сгорело в стихах.
Теперь
время кромешной тьмы
Или
слепящего света.
Пора остаться наедине с собой
И с тем, о чем догадываешься,
Но что, незримое,
присутствует рядом.
Однажды я дал
зарок отказаться от слова "свеча", забыть его и никогда больше не
вспоминать. Измызгали образ пииты среднего пошиба, залапали. Все эти "свечи-плечи",
"свечи-встречи" набили оскомину. Как и "душа-шурша", "душа-хороша".
А то еще как вооружатся про церкви да купола, и ладно бы с любовью и верой,
а то ведь оттого, что больше не о чем: БАМ развалился, космос покорили, свободу
дали. Теперь вот Россию спасают. По журналам и альманахам.
Когда стали выходить статьи о Ноне, я не переставал удивляться однообразию
подхода пишущих: ангелы да свечи, свечи да ангелы. И все? И больше
ничего? Невероятно скучные пейзажи мыслей.
Что есть свеча? Роскошь тоски. Войдите в этот образ. Проникнитесь им.
Дайте ему завладеть вами. И вот тогда вы перестанете "рассвечиваться",
разбрасываться тем, чем разбрасываться нельзя. Ибо свеча - это мягкокованный
ключ с Вселенной. Таким разбрасываться - такое терять страшно.
Я люблю одну свечу. Нонину. На рисунке, подаренном мне. Дитя-ангел
сидит на табурете, держит свечу. Перед ним, за столом, сидит взрослый ангел.
На столе книга (тетрадь?), перо, чернильница и моя любимая свеча. Почему
любимая? Потому что пламя изящно выписано. Вернее, изящно-небрежно. А я люблю
изящную небрежность. Вы спросите, как же совместить "изящную небрежность"
и "ключ к Вселенной"? Очень просто: ключ - в руке художницы, в пронзительной
силе ее взгляда, в ее умении общаться со слепым листом бумаги. Изящность,
созданная одаренным человеком, стоит большего, чем любая многотонная премудрость
пресного разума. Вот и в изящной свече Ноны больше смысла, чем в занудных
речах иного моралиста-философа.
Водитель автобуса с лицом
Кейджа
И пассажиры с лицами зомби,
И пешеходы, я не знаю, кто они, -
Мы все станем ангелами,
Ангелами станем мы.
Николас, подними меня с небу,
Подними меня к Солнцу.
И я увижу Париж и Вену,
Мадрид и Прагу.
Я увижу все то, чем я не стал.
Я увижу всех тех, кем мне не быть,
Ибо я стану ангелом,
Ангелом стану я.
Ангелов мне
подарила Нона. Как и Матисса. Как и Томаса Вульфа. Она, в самом деле, щедра
на подарки. Человеколюбие в ней какое-то "первобытное", без калькуляторных
расчетов, без масок и всякого там двойного дна. Это нередко ошеломляло меня.
Я по природе другой, и дружба с Ноной мне всегда казалась редчайшим цветком
человеческих взаимоотношений.
Так вот ангелы… Ангелы мне были важны менее всего. Не оттого, что я их "не
воспринимал". Нет, скорее, в противовес мнению других, которые видели
одних лишь ангелов и только о них и твердили. Что твердить-то? Важнее другое:
понять, почему они? И со свечами. И с квадратами внутри себя. И огромные
на маленькой Земле. И огромные среди маленьких домов. Что они такое?
Изначально мне было понятно: в этом нет религии. Художник позаимствовал образ,
но использовал его по собственному усмотрению. Своеволие, конечно. Но такова
воля творца, а он, в свою очередь, тоже творение Творца, и творение, созданное
не во вред людям. Ангелы Ноны - это ее признание в том, что мы устроены непросто.
Это ее желание взглянуть на себя и на все и всех, что (и кто) окружают себя,
непредвзятым, но и неоценивающим взглядом. Последнее очень важно. Здесь кроется
объяснение некоторой отстраненности ее образов. Холодны ли ее фигуры, теплы,
полны ли жизни, не знаю. Это что-то другое. Это о людях, но, может быть, не
на их языке? Вот Пикассо - рисовал же людей квадратами, хотя мы так не видим
и не выглядим, однако его работы действительно передают человека; они о человеке.
Мне кажется, я знаю родину ее ангелов: Томас Вульф. "Взгляни на дом свой,
ангел". Одна из самых красивых книг, которую я когда-либо переживал.
Нона подарила мне писателя. Как и несколько рисунков с цитатами из его книг.
/Beardsley-verse/
Быть мальчиком в твоих
руках,
Легко прирученной напастью,
Игрушкою, минутной страстью,
Которой, наигравшись всласть,
Ты предпочтешь другую страсть.
А я погибну на твоих глазах!..
Манерность.
Страшное слово "манерность". Смешно, как его иногда боятся. Хотя
бояться-то нечего: всего-навсего упрощенный вариант аристократичности. Порою,
игра для самого себя, чтобы уйти от каждодневного "А хлеб у вас свежий?",
"А цитрамон когда завезете?" и т.п. Порою, элементарное желание
эффекта. Я не намерен делать разграничений: Северянин и Цветаева, Бальмонт
и Пастернак. Иногда хочется того, иногда другого. Впрочем, искусство - не
продукт, скорее, неизбежное приказание услышать вопрос, на который нет ответа,
но ответ должен быть найден.
Итак, манерность. Меня-таки упрекают в манерности моих стихов. "Ты пишешь
с оттопыренным мизинцем". Вердикт, которому я, увы, рад. Но, поверьте,
я устал от косноязычной прямолинейности современных пиитов с их заранее определенными
темами: временами года, срифмованными с любовью и разлукой; гибелью России,
с будущностью России и т.д. Мне хочется этой самой пресловутой манерности,
хотя бы ради одного: затейливой игры разума и слова.
Как бы там ни было, Нона лишена манерности и в себе самой, и в своем творчестве.
Поэтому все, что я сказал раньше, имеет отношение ко мне одному. А сказал
я об этом лишь затем, чтобы вернее отвести зрителя от следующей навязчивой
мысли: "выдохнувшись" на ангелах, художница перешла на украшательства,
на усложненность в простом и понятном. Ерунда. Скорее всего, как человек,
наделенный талантом, она выше всего ставит приоритет угадываемого над очевидностью
видимого. Что значит: химеры подсознания желают быть явленными в Мир Божий.
Замысловатое содружество с ними приносит странные плоды. Художник говорит,
меняя тему; художник говорит на ту же тему, меняя словарь. У Ноны это так.
В ней нет однообразия, в ней весть поток говорения. Ей важно говорить о тонких
вещах, словно в потемках ощупывая предмет миллиметр за миллиметром. Такой
подход предполагает изменяющиеся повторения. Важно запечатлеть угадываемое
как можно точнее. "Я ведь не смогу больше так нарисовать. Я должна
сделать это сейчас", - сказала она. Нона права: важно сейчас, потом
может быть поздно. Она говорит о тонких вещах, такое говорение предполагает
утонченность. Утонченность становится инструментом передачи не всегда понятных
игр собственных химер; утонченность же - одновременно - служит аурой-защитой
внутреннего мира художника от посягательств внешнего мира.
Вот вам и "манерность".
/Теория/
Я - это то, что меня
окружает.
Это знают женщины.
Нельзя быть героиней
в ста ярдах от кареты.
Одни, точно портреты:
темный альков;
высокая кровать с балдахином.
Другие же просто случайность.
Ангелы превратились
в женщин. Закономерно. Ангелы всегда женоподобны, даже у Рублева. На правах
светского сочинителя я могу говорить на данную тему, хотя и испытываю некоторый
духовный дискомфорт. Но, как я сказал раньше, менее всего меня интересуют
ангелы.
Нона - плоть от плоти женского мира. Она выразитель всего женского в себе.
Слава Богу, она далека от феминизма и прочего, подобного ему. Но она любит
в себе женщину.
Женщина всегда загадка? Тогда почему мужчина не загадка? Нет ничего загадочного
ни в мужчине, ни в женщине. Но есть масса поводов для удивления. Понимаешь,
даже знаешь и, все равно, удивляешься. Ведь такое удивление стоит многого.
Удивляться загадкам примитивно. Мы знаем, отчего у всякого моря свой цвет,
и удивляемся разнообразию цветов и их красоте. Мы понимаем, от чего происходит
Северное Сияние, и мечтаем его увидеть и удивляться ему. Прекрасно удивление,
стремящееся против течения реки знаний. В жизни вообще многое происходит вопреки
и - хорошо.
Женщина Ноны особая. Она принадлежит самой себе, но не упрятана, не замурована
в кокон эгоистических побуждений. Она не отвердолоблена собственной значимостью.
Она каждое мгновение ощущает связь с чем-то, что могущественнее ее и любого
из нас и что заставляет ее принадлежать самой себе. Можно ли представить ее
рядом с мужчиной? Будь она женой или любовницей, ей все равно суждено остаться
самой собой, не раствориться в ком-то или чем-то полностью. А почему, собственно,
суждено? В большинстве работ Ноны нет трагизма самости человека; в
них чувствуется необходимость того, что должно быть и есть.
Нега, роскошь и покой.
Солнце. Небо. Голубой
Отблеск тающей реки.
И мечты мои легки
Как Матисса натюрморт -
Опьяняющий аккорд,
Сон влекущий за собой.
Нега, роскошь и покой.
Есть люди-солнца.
Есть люди-луны. Есть люди-пустыни. Есть люди-водопады. Есть люди-империи.
Есть люди-песчинки. Есть люди-реки. Есть люди-засухи. Есть люди-плевел. Есть
люди-пустыри. Есть люди-сорняки. Есть люди-площади. Есть люди-кошки. Есть
люди-насекомые. Есть люди-слезы. Есть люди-смех. Есть просто люди.
Есть люди, которые когда-то начались для тебя и никак не кончатся, словно
узор, вьющийся и непрекращающийся. Люди, существование которых становится
для тебя аксиомой незыблемости мира. Люди-вселенные.
Я помню весну, предшествовавшую моей дружбе с Ноной. Снег тогда ушел рано.
Неимоверно светило Солнце; говорили, что не к добру. Вечера были фантастически
красивы. Деревья - Ван-гоговкие люди. Сами люди - как обещание чего-то важного.
И Бог свидетель, обещание было выполнено.
Я познакомился с Ноной летом, что вполне естественно. Мы не могли бы встретиться
зимой, она - человек лета. Она была необычна. Все в ней было хорошо:
и то, как она сказала "Что ты, только не надо на "Вы"!",
и то, как она стала расспрашивать о моих спутниках и обо мне, и то, как она
произносила фразы, слегка запинаясь на словах и в этом был шарм; и, конечно
ее глаза. Я сразу же понял, что в моей жизни теперь есть друг (я подчеркиваю
- для любопытных: друг), с которым мне будет естественно уютно. Так же естественно,
как она сама, в мою жизнь вошли ее книги и ее художники. Я полюбил Матисса
и Луи Арагона. Я полюбил ее манеру учиться у тех, кого мы называем
великими. У нее свои великие, и это хорошо. Я полюбил ее манеру любить
людей. Могу ли я сам так? Не знаю. Достаточно того, что она так может,
и достаточно того, что я знаю, что она так может. Я полюбил то, что этот человек
есть.
Мы прощаемся
на каком-то поле. Она говорит: "Пока! Заходи". Я ухожу. Останавливаюсь,
оборачиваюсь. Смотрю, как уходит она, держа за руку младшего сына. Роскошь
бытия, думать, что здесь, через этот непонятном клочок земли, проходит ось
мира, и вся Земля со всеми ее континентами и хаосом мироздания неизбежно вращается
вокруг нее, потому что на странном клочке земли живет человек, рожденный удивляться
и удивлять, любить и быть любимым, рожденный одаривать роскошью своего присутствия.
В те не столь уж далекие дни я знал, что время - бесконечно, а простор - неисчерпаем.
Даже теперь, когда время, попирая пространство, сдавливает его вокруг меня,
превращая в подобие замочной скважины, через которую то ля я наблюдаю за кем-то,
то ли кто-то наблюдает за мной, я все равно знаю: в те не столь уж далекие
дни мне была дарована Вселенная. И не было ей предела.
Стихотворение "Фантастический мой человек" посвящено Ноне.
Стихотворение Стивена Уоллоса "Теория" было переведено автором данного
эссе.
Александр Лакман